Где возникают фрески и мозаика
В характере расположения архитектурных объемов, в системе масштабов и пропорций, в определенном решении пространства, в подчеркнутом развитии эстетически выразительных моментов конструкции складывается художественный образ архитектурного сооружения. Во всем этом раскрывается идейный, общественный смысл практического назначения здания.
Монументальные статуи и росписи дают возможность изобразительно конкретизировать, развить эстетические идеи, в которых выражается замысел зодчего.
В совершенном произведении зодчества скульптурные произведения и росписи как бы естественно вырастают из органического целого архитектурных форм, подобно тому, как цветы расцветают на ветвях могучего дерева.
При этом скульптура, фрески, мозаика возникают, с одной стороны, там, где их появление не разрушает целостной выразительности архитектурных форм, с другой стороны, там, где они особо удобно обозримы людьми, в тех центральных местах, где общественная роль и назначение архитектурного сооружения наиболее интенсивно и наглядно выражены.
Эти черты характерны для древнегреческих, готических и древнерусских храмов – средоточия не только культовой, но и гражданско-общественной жизни города; для дворцов и ратушей Возрождения и для великолепных гражданских сооружений русского классицизма (например, Адмиралтейство Захарова, украшенное скульптурами Щедрина и др.).
Стремление «перегрузить» архитектурное сооружение чрезмерным количеством скульптур, росписей, декоративной лепниной, часто не связанных с основной идеей здания, является не только проявлением неразумного расточительства средств, но и дурного вкуса, ведущего к снижению художественной ценности ансамбля в целом.
К еще более плачевным результатам приводят попытки использовать излишества в области архитектурных украшений для того, чтобы замаскировать примитивное, непродуманное решение собственно архитектурной композиции.
Архитектура в совокупности с монументальной скульптурой и живописью создает художественное лицо города, в котором живет советский человек. Архитектура повседневно и постоянно воздействует на его эстетическое чувство, воспитывает его художественно; наглядно воплощает строй жизни советского общества, мир его идей и чувств.
Архитектура, не являясь искусством изобразительным в точном смысле этого слова, строит свою систему жанров, или, в данном случае уместнее сказать, родов, по принципу удовлетворения тех или иных общественных потребностей человека. С этой точки зрения жанрами, или родами, архитектуры являются: жилая архитектура, архитектура общественно-гражданская и архитектура, непосредственно обслуживающая материально-производственную деятельность общества (заводы, транспортные сооружения и т. п.).