Строительство новых предприятий лесоразведения
Старые лесхозы и лесничества, территория которых более или менее совпадала или приближалась к территориям государственных лесных полос, при обеспечении их техникой и соответствующими кадрами, безусловно, выполнили бы роль основной производственной базы. Строительство новых предприятий потребовалось бы только в тех местах, где действовавших лесхозов не было. Но таких мест было мало – едва ли более всех площадей, подлежащих облесению по плану лесополос. Даже при дополнительной загрузке ЛЗС работами на прилегающих оврагах и балках и вытянутости линии расположения производственных объектов, что, конечно, надо принять во внимание, выполненная программа строительства ЛЗС, степных лесхозов и лесопитомников по меньшей мере вдвое более той, которая была действительно необходима.
Возникал вопрос и о том, насколько оправдали себя Саратовское, Волгоградское и Западно-Казахстанское территориальные управления по насаждению государственных лесных полос.
Производственная программа этих управлений состояла из облесительных работ на трассах лесополос и прилегающих к ним оврагах и ведения лесного хозяйства в нескольких лесхозах, переданных им из областных управлений. Конечно, самый факт выделения руководства лесополосами в самостоятельный орган управления подчеркивал важное значение насаждения лесов на водоразделах и по берегам рек. Во главе управлений стояли члены коллегии Министерства лесного хозяйства России, что усиливало правовое и организационное положение этих управлений. Однако в первые же месяцы созданные управления встретились с непредвиденными трудностями по оперативному руководству предприятиями, размещенными отдельными точками в ряде областей. Например, ЛЗС и лесхозы Саратовского территориального управления находились в Пензенской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областях. В каждой из этих областей параллельно работали управления лесного хозяйства. Связь с областными органами была усложнена. Вопросы ЛЗС иногда разрешались на местах без согласования с территориальным управлением, находящимся в другой области. На этой почве возникали ненормальные взаимоотношения управления с областным руководством.
В многоступенчатую схему вскоре были внесены поправки. Территориальные управления стали руководить только той частью гослесполос, которые были в Саратовской, Волгоградской и Западно-Казахстанской областях. В планы областных управлений лесного хозяйства, где проходили трассы гослесполос, включались работы по лесонасаждению.
В размещении предприятий, работавших на других объектах, бросающимися в глаза ошибками было базирование в одном и том же районе двух предприятий с одним и тем же производственным направлением.
Примером такого размещения могут быть: Донецкий лесхоз и Донецкая ЛЗС, Вешенский лесхоз и Вешенская ЛЗС, Митякинский лесхоз и одноименная ЛЗС, Чернышевский лесхоз и того же названия ЛЗС и др.
Занимаясь облесением оврагов и балок на землях колхозов, лесозащитные станции лесного хозяйства вынужденно перегоняли тракторы и другие машины на невыгодно большие расстояния.
Девять лесозащитных станций обслуживали более пяти административных районов, 62 лесозащитные станции – от трех до пяти районов и 12 лесозащитных станций – около трех районов. Белгородская лесозащитная станция обслуживала 10 административных районов со средним объемом облесения в районе от 900 до 5000 га; Курская – 7 районов с объемом от 400 до 700 га облесения на весь период.
Чтобы устранить ненормальности в территориальном размещении ЛЗС, было необходимо нормировать объемы производства и в целях сокращения переездов от одного объекта к другому пересмотреть границы районов обслуживания.
Читайте дальше:
Изменение структуры Министерства лесного хозяйства
Подготовка специалистов лесного хозяйства
Подбор кадров для работы на лесозащитных станциях
Наука в решении проблемы полезащитного лесоразведения
Роль качественных семян в производстве лесонасаждений
Заготовка желудей в западных районах Украины и Белоруссии
Выращивание сеянцев в системе работ лесного хозяйства