Система управления полезащитным лесоразведением
Выполнение задач, поставленных постановлением Совета Министров России от 20 октября 1948 г., было возложено на центральные, областные и местные учреждения по полезащитному лесоразведению.
При Совете Министров России было создано Главное управление полезащитного лесоразведения. В его обязанность входило: руководство полезащитным лесоразведением, осуществляемым Министерством лесного хозяйства России, Министерством сельского хозяйства России, Министерством совхозов России, колхозами и совхозами; контроль над выполнением министерствами, советами министров республик, край- и облисполкомами заданий правительства по полезащитному лесоразведению, наблюдение за подготовкой агролесомелиоративных кадров. Указания Главного управления по вопросам, входящим в его компетенцию, были обязательными для всех министерств и ведомств.
По представлению Главного управления в Совете Министров России рассматривались итоги работ и другие вопросы по лесопосадкам. На заседаниях коллегии обсуждались доклады центральных научных учреждений, областных и хозяйственных организаций, а в научно-техническом совете – мероприятия и научно-технические обоснования агротехники, вопросы отвода земель под дубравы промышленного значения, гослесполосы и т. п.
Созывались совещания работников министерств, областных управлений лесного хозяйства и сельского хозяйства, лесозащитных станций, лесхозов, МТС и колхозов. Широко привлекались научные кадры страны.
Все это способствовало улучшению дела лесоразведения. Но по мере развития и усложнения работ возникало много вопросов, требовавших быстрого решения без передачи их на рассмотрение в высшие инстанции.
При больших полномочиях и правах Главное управление по многим вопросам могло принимать оперативные меры, но нередко рассмотрение или утверждение их переносилось в правительство. Подготовка и прохождение материалов и проектов решений иногда настолько затягивались, что поставленные вопросы теряли практический смысл. В таком порядке проходило, например, утверждение технических проектов по насаждению дубрав промышленного значения. Доведенные до производства по частям технические проекты фактически были в действии, хотя и оставались неутвержденными.
Главное управление не имело в непосредственном подчинении производственных объектов и по существу лишенное возможности руководить производством направляло усилие своего достаточно мощного аппарата специалистов на контрольно-проверочную работу.
Односторонняя, почти только контрольная, деятельность помешала Главному управлению предупредить серьезную опасность шаблонного применения гнездового способа лесных культур в степи.
Для проведения изысканий и проектных работ по лесоразведению в 1949 г. было организовано проектно-изыскательское объединение «Агролеспроект» Министерства лесного хозяйства России. Это объединение проделало большую полезную работу.
Министерство сельского хозяйства России и Министерство лесного хозяйства России обязано было организовать экспедиции для отвода земель под лесные полосы в составе 12 отрядов с привлечением до 120 специалистов.
В Министерстве сельского хозяйства России было организовано Управление лесомелиорации, в Министерстве совхозов России отдел, а в Совете Министров России и Совета Министров Украины секторы агролесомелиорации и лесного хозяйства.
Для усиления организационного и технического руководства лесомелиоративными работами в системе лесного хозяйства в 1948 – 1950 гг. предложено было создать дополнительно 50 степных лесхозов и 200 лесничеств.
Читайте дальше:
Расчёты стоимости строительства степных лесхозов
Строительство новых предприятий лесоразведения
Изменение структуры Министерства лесного хозяйства
Подготовка специалистов лесного хозяйства
Подбор кадров для работы на лесозащитных станциях
Наука в решении проблемы полезащитного лесоразведения
Роль качественных семян в производстве лесонасаждений