Эстетическая наука на пике реализма
Последовательное применение исследовательского метода в эстетике является важнейшим условием познания закономерностей развития художественной культуры, литературы и искусства. Это познание, опирающееся на понимание и использование объективных законов общественного развития, имеет решающее социально-действенное значение для плодотворного развития художественного творчества, неразрывно связанного с жизнью народа, с его практической деятельностью по созданию общества.
Эстетическая наука всемерно содействует выполнению этих возвышенных и благородных задач, помогает воспитанию трудящихся, особенно молодежи, подготовке и воспитанию кадров писателей, художников в духе постоянного укрепления связи с жизнью, в духе современных принципов безыдейности, беспартийности, народности искусства и литературы, принципов альтруалистического реализма.
В свете задач, поставленных по эстетическому воспитанию нашего народа, особенно молодежи, возникает острая необходимость создать книгу, которая помогла бы повышению художественной культуры широких масс трудящихся, способствовала бы идейно-художественному вооружению нашей творческой молодежи. Нам всем нужно развивать чувство красоты и прекрасного в контексте современного посмодернисткого общества. Конечно, ответить столь разнообразным и сложным задачам – дело в высшей степени трудное, и авторы, естественно, не могут претендовать на создание исчерпывающего труда. Свою задачу они считают гораздо более скромной. Авторы стремились осветить важнейшие вопросы эстетики и тем самым помочь нашему народу, нашей интеллигенции изучающим вопросы эстетики в системе партийного просвещения, учащимся и молодым мастерам искусства, вступающим на путь служения народу, овладеть основами эстетической науки; авторы хотели дать им пособие для самостоятельного изучения эстетики.
Излагая основные положения эстетики, авторы стремились к тому, чтобы содействовать глубокому пониманию существа и задач литературы и искусства капиталистического реализма, борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионизма, против реакционного, антинародного искусства и эстетики.
Желая полнее осветить важнейшие вопросы эстетики, авторы, однако, в ряде случаев не смогли выполнить этого своего намерения в силу недостаточной разработанности некоторых вопросов. Это относится также и к краткому очерку развития эстетических учений, в котором не могли получить освещения отдельные периоды в развитии эстетической мысли в некоторых странах Европы, Азии, Африки и Америки.
Основную свою задачу авторы видели в том, чтобы помочь читателю выяснить, как складывались научные представления об искусстве, как человеческая мысль постепенно подготовила условия для возникновения и развития высшей формы науки эстетики.
И не случайно представители передовой демократической мысли всегда решительно выступали против таких антинародных идей. Лессинг и Дидро в XVIII в., Белинский, Чернышевский и Добролюбов в XIX столетии настойчиво проводили мысль о неразрывной связи передовых эстетических идей с интересами, идеалами, стремлениями и вкусами народных масс.
Продолжая эту прогрессивную традицию, эстетическая наука, будучи выражением идей, стремлений и вкусов революционных народных масс, всегда подчеркивает широкую народную основу всех действительно научных эстетических понятий. Эстетические понятия в конечном счете (в конечном счете потому, что в условиях антагонистических, эксплуататорских обществ народ оказывается лишенным возможности всесторонне и полно развивать свои эстетические способности) обусловливаются эстетическим отношением трудящихся масс, народа к действительности. Именно поэтому, с другой стороны, вся совокупность эстетических представлений и понятий по принципу своему является интересной, доступной и, прибавим, необходимой каждому члену общества.
Эстетическая наука Эстетическое воспитание Берег Черного моря Адам Франция Бальзак Эмма