Духовная экология Земля - живое существо



1. Радиоактивный джин
2. Космическое животное
3. Вселенная
4. Роль человека
5. Глобальный мозг
6. Космический вирус
7. Закат эпохи млекопитающих
8. Познав себя - познаешь Вселенную
9. Раковая опухоль
10. Во что верить?
11. Жизнь происходит из жизни
12. Виды жизни
13. Ритмы жизни
14. Жидкость, пригодная для жизни
15. В погоне за золотой кометой
16. Луна
17. Что говорит о Луне интернет
18. Дискуссия
19. Грань между живой и неживой материей
20. Бактерии экстремофилы
21. Личность планеты
22. Где дипломаты с других планет?
23. День рождения
24. Бог
25. Причём здесь экология
26. Уровни мироздания
27. Живое нельзя резать на куски
28. Окружающая среда
29. Рост планеты
30. Тонкий и надземный миры
31. Борьба идеологий
32. Инопланетяне нас игнорируют
33. Экзамен перед Богом
Заключение

Приложения:

1. Отклики читателей
2. Глубинная экология
3. Совет живых существ
4. Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок
5. Потребители - главная угроза экологии
6. Уроки реинкарнации
Контакты



Главная ⇒ Главные задачи философского богопознания

Главные задачи философского богопознания

В данном параграфе объектом анализа является философское богопознание в строгом смысле слова, т. е. относительно самостоятельные философские учения о боге. Создание философского учения о боге – это важнейшая функция философской теологии. Эта функция отличается как от использования элементов философствования в рамках различных разделов собственно теологии западных христианских конфессий, так и от метатеологических функций.

Разработка философского учения о боге выступает как центральная задача всех типов философской теологии. Стремление к решению этой задачи может, на наш взгляд, рассматриваться как конституирующий принцип философской теологии как таковой.

Учения о боге, концептуализируемые в рамках философского богопознания, отличаются от догматического учения о боге, от рассуждений о природе бога, создаваемых в систематической теологии христианских конфессий. Это верно и относительно конфессиональной философской теологии. Основное отличие здесь заключается в том, что исходным моментом философского богопознания при всех исторических вариациях являются данности «естественного существования», подвергающиеся философскому осмыслению, а исходным моментом догматического учения о боге являются данности божественного откровения, запечатленного в канонических текстах. Эти данности откровения осмысляются и теоретически систематизируются не в последнюю очередь и с помощью философии. В этом случае конфессиональная философская теология предстает в первой из выделенных нами основных функций философской теологии.

Между конфессиональными философскими учениями о боге и догматическим учением о боге существует принципиальное сходство по результирующему построению. Оно заключается в концептуализации теизма. Однако и здесь существую: важные различия. Они состоят не только в том, что философский теизм есть лишь частичное или неполное представление о природе бога, подлежащее дополнению в догматическом учении. Таково традиционное понимание различий. Основное же, на наш взгляд, заключается в том, что теизм, концептуализируемый философским богопознанием, и теизм догматического учения могут являть существенные различия. Разумеется, эти различия исторически изменчивы.

Специфической характеристикой нынешней ситуации является все большее размывание границ между собственно философскими и догматическими концептуализациями природы божественной реальности. Это обусловлено прежде всего ситуацией в современной систематической теологии западных христианских конфессий, где догматические представления давно утратили строго фиксированную определенность.

Итак, между философским богопознанием конфессионального типа и догматическим богопознанием в рамках систематической теологии существуют как принципиальное сходство, так и существенные различия.

Возможно, поэтому отношение к естественной, философской теологии, как к философскому богопознанию в указанном смысле, в христианской традиции никогда не было однозначным. Отношение к античному философскому богопознанию на раннем латинском Западе было столь же двойственным, как и отношение к античному философскому наследию вообще. Программа христианской естественной теологии по существу окончательно оформилась только в пору расцвета средневековой схоластики. Классическую форму эта программа, различение естественной теологии и сверхъестественной теологии, теологии откровения, получила у Фомы Аквинского.

Проблема естественной, философской теологии имеет различные решения в Новое время. Это было связано прежде всего с оформлением в западном христианстве двух конфессий. Католицизм в общем и целом придерживался того отношения к естественной тедлогии, что оформилось в рамках схоластики. Протестантизм, особенно на первых порах, в общем отрицательно относился к философской теологии в строгом смысле.



© 2004-2012 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.duhzemli.ru обязательна!

Rambler's Top100