Приемы съемок птиц из укрытия
Приемы съемок из укрытия подробно разработаны М. Штейнбахом. Прежде всего нужна палатка защитного цвета из брезента или другого материала, в форме параллелепипеда (180x80x160 см), без дна. Держится она на четырех вбитых в землю кольях. Установка занимает считанные минуты, а это очень важно, так как располагают ее рядом с гнездом птицы. Расстояние от гнезда зависит от характера птицы. Для камышевок, соловьев расстояние между гнездом и передней стенкой палатки может быть 30 — 60 см. Этого нужно добиваться постепенно за 2 — 3 раза, установив палатку первый раз за 4 — 5 м и затем переставляя ее. Но вот палатка установлена, в ее стенке прорезана щель; чтобы она была выше гнезда, на штативе внутри палатки устанавливается аппарат, а объектив наводится через щель на гнездо. Теперь нужно надуть резиновый матрац и на него положить спальный мешок. Нужно это не только для удобства, но и для того, чтобы заглушить все движения фотографа в палатке.
Последними устанавливают фотовспышки, совершенно необходимые для подобного рода съемок. Лучше всего мощные вспышки «Луч» с двумя лампами-рефлекторами. Очень важно дать правильное освещение вспышкам и беречь их от дождя. Остается проверить, как видно гнездо и подходы — подлеты к нему. Мешающие веточки, травинки можно оттянуть в стороны нитками, чтобы по окончании съемок снова замаскировать гнездо. Можно срезать ветки, демаскируя этим гнездо, но тогда до самого вылета птенцов придется жить в этой палатке. М. Штейнбах снимает у гнезда каждый день десятки кадров (а в общей сложности— сотни). Это дает возможность запечатлеть на пленку множество интересных наблюдений. Конечно, кроме фотографирования, ведутся и постоянные наблюдения за гнездом, подсчет числа прилетов, отмечаются взаимоотношения между родителями и птенцами, взрослых птиц, между собой.
Все это подробнейшим образом заносится в дневник. Такого рода наблюдения «накоротке» позволяют открыть множество интереснейших деталей в семейной жизни птиц, к тому же документально подтверждаемых фотографиями. Бывают, конечно, и неудачи, досадные оплошности, даже гибель птенцов, брошенных родителями. Жаль птенцов, жалко потраченного зря времени, жаль, что не осуществились интересные замыслы.
Можно фотографировать птиц и из передвижного укрытия. Самым примитивным из таких укрытий будет маскировка охотника ветками, травой, которые подвязываются на голове, на плечах и спине. Это будет все же скорее фотоохота с подхода. Можно сделать передвижной шалаш и передвигать его, находясь внутри. Таким образом постепенно (за полчаса — час) можно продвинуться очень близко к гнезду с птенцами и фотографировать их в упор. Это, пожалуй, больше похоже уже на фотографирование из укрытия.
В качестве передвижного укрытия с успехом можно использовать обыкновенную садовую лестницу-стремянку. На подставленную стремянку надевают специально сшитый из каких-либо неярких тряпок чехол так, чтобы он закрывал три стороны лестницы. Задняя сторона остается открытой и служит дверью. В передней стенке прорезается отверстие для объектива фотоаппарата, и наблюдатель, находящийся внутри этой своеобразной камеры, потихоньку передвигается к гнезду или к кормящейся птице вместе с фотоаппаратом. Птица не замечает этого движения, и наконец, когда расстояние будет достаточным для того, чтобы можно было фотографировать, производят съемку.
Камеру-шалаш для фотографирования птиц в лесу можно соорудить просто из трех палок, связанных вверху в виде треножника. Сверху можно закрыть треногу каким-нибудь не очень ярким старым материалом (в нем придется прорезать отверстие для объектива аппарата). Правда, передвигать такое сооружение довольно затруднительно: при поднимании сооружения складываются палки-опоры. Лучше поэтому делать еще распорки между ними, привязывая их веревками или проволокой. Такой шалаш-палатка удобен тем, что его легко переносить и раскладывается он почти так же быстро, как зонт.
В ряде случаев, когда наблюдатель-фотограф имеет дело с особенно осторожными птицами, ни один из рассмотренных способов фотографирования гнезда с птицей не пригоден.
Тогда устанавливают фотоаппарат на треножнике или привязывают к дереву, наводят на объект съемки— гнездо — и маскируют фотоаппарат ветками, листьями. От спуска протягивают нитку в далекое укрытие, где прячется наблюдатель, предварительно пропустив нитку под воткнутой в землю под аппаратом палочкой с развилкой, чтобы нитка тянула спуск вниз. Даже и в этом случае иногда приходится не сразу, а за несколько приемов приближать к гнезду аппарат, чтобы птицы не боялись его.
Некоторые птицы (пустельга, совы) почему-то пугаются фотоаппарата, и именно объектива. Может быть, он представляется им глазом какого-то большого опасного зверя, во всяком случае испуг ручных птиц бывает сильным: они волнуются, кричат, стараются улететь.
Наше предложение! Душевые кабины фото цена! Статьи
Читайте также:
Как фотографировали птиц в былые времена