Забота народа о птицах
Паллас в «Зоогеографии» (1811) писал о скворцах: «Во всей России, в особенности в умеренной полосе и на юге, встречаются в большом количестве и пользуются большой заботой как со стороны христианского, так и языческого населения. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички, чтобы привлечь туда на гнездовье скворцов — доверчивых и смелых птиц; скворцов не преследуют, и за преступление считается, если гнездо разоряется или убивают скворца в окрестностях деревни; донские и уральские казаки также считают такие поступки преступными» (цитировано по Г.П. Дементьеву). Старинные резные скворечники есть в экспозиции Загорского музея игрушек.
Еще более раннее упоминание о скворечнике Г. П. Дементьев приводит из «Книги для охотников» Василия Левшина (первое издание 1774 года): «А в Крыму, Малороссии и во многих местах России водятся скворцы по дворам под застрехами, иные хозяева делают для них из бересты нарочные свертки, где им гнезды вить. Таковые дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий. Они кричат голосами разного рода птиц, все перенимают, что ни услышат у домашних и диких птиц».
Старинные русские скворечники из коллекций Государственного Исторического музея в Москве изображены на рисунках. Обычай развешивать скворечники и привлекать птиц преимущественно в эстетических целях перешел в западные государства Европы.
Сейчас развеска гнездовий разнообразнейших типов привилась и широко применяется во многих странах.
Не только скворцы, но и многие другие птицы пользуются любовью и покровительством у нашего народа.
На Украине и в Белоруссии, также и в Западной Европе издавна существует обычай охраны и привлечения аистов. Для их гнезд укрепляют на крышах, на деревьях старые бороны, колеса. Загнездившийся аист считается вестником благополучия. Существовало даже наивное поверье, что если разорить гнездо аиста на доме, то птица принесет горящую головешку и подожжет дом, чтобы отомстить обидчикам.
Любят у нас в народе еще деревенскую ласточку: «Ласточка под кровлей — к счастью». И называют ее ласково — «касаточка». С этой птичкой связано множество народных примет, поговорок, загадок. Это, пожалуй, самая любимая крестьянами птица: «Касаткино гнездо грех зорить» (русск.), «Ласпвяче гнiздо rpix руйнувати» (укр.), «Большой грех ласточек убивать, потому что они божьи куры» (груз.). В эстонском фольклоре с касаткой связаны интересные легенды, мифы, сказания. В результате недавно проведенного конкурса национальной птицей Эстонии была избрана ласточка касатка. Эмблема касатки была выполнена народным художником ЭССР, профессором П. Лухгейном.
Благодушно отношение у русских крестьян и к синицам («Мала синичка, да ноготок востер»). Соловья любят за песню («Мал соловейко, да голосист»). Жаворонки тоже пользуются вниманием народа. До сих пор сохранился обычай печь к прилету этих птичек своеобразные булочки — «жаворонки».
Гнездовой паразитизм и отсутствие гнезда у кукушки давно подмечены русским народом, и в былинах, многочисленных обрядных песнях кукушка — бездомная, потерявшая детей, «горемычная» птица.
За смелость, отвагу чтит наш народ гордого сокола. «Царь птицам — орел, а сокола боится», «Хоть под небо летай, а все сове соколом не быть». Лучшая похвала: «сокол ясный», «соколик», «глядит соколом», и уже в наше время про летчиков: «гордые соколы нашей страны».
Есть в народе и гонимые птицы, иные заслуженно («вор-воробей», «сорока-воровка»), а иные и незаслуженно. К таким непризнанным друзьям относятся прежде всего совы. Ночная птица, полная неизвестного, таинственного, с неприятным голосом, необычной внешностью — все это создало совам дурную репутацию вестников пожара, горя, даже смерти: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана», «Сова не принесет добра». Мало найдется у нас птиц, которые приносят столько добра, сколько совы — лучшие истребители грызунов. Большинство поверий о совах в наше время уже забыто, а неприязнь к ним еще осталась.
Заказать похороны на сайте http://www.rosritual.ru.
Читайте также:
Заповедники постсоветского пространства